Служба школьной медиации (примирения)
Служба школьной медиации (примирения) это:
• Разрешение конфликтов силами самой школы.
• Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
• Профилактика школьной дезадаптации.
• Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий и основывается на следующих принципах:
• добровольность,
• конфиденциальность,
• взаимоуважение,
• равноправие сторон,
• нейтральность медиатора,
• прозрачность процедуры.
Правовой основой создания и деятельности школьной службы медиации является:
• Конвенция о правах ребенка
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N273
• ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010г. N 193
•Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 No 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 No ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Школа – это целый мир, в котором подчас приходится уживаться очень разным людям. Поэтому конфликтные ситуации в школе – это не редкость. Для урегулирования этих конфликтов существует школьная служба медиации. Основная ее задача – прийти на помощь конфликтующим сторонам, организовать поле для конструктивного диалога и атмосферу взаимопонимания. Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Какие конфликты могут быть в школе?
Конфликт «Ученик — ученик»
Причины:
• борьба за авторитет
• соперничество
• обман, сплетни
• оскорбления
• обиды
• враждебность к любимым ученикам учителя
• личная неприязнь к человеку
• симпатия без взаимности
• борьба за девочку (мальчика)
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины:
• отсутствие единства в требованиях учителей
• чрезмерное количество требований к ученику
• непостоянство требований учителя
• невыполнение требований самим учителем
• ученик считает себя недооцененным
• учитель не может примириться с недостатками ученика
• личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Причины:
• разные представления сторон о средствах воспитания
• недовольство родителя методами обучения педагога
• личная неприязнь
• мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
В решении таких и других конфликтов может помочь
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ!
Ее основная цель – создание бесконфликтного и гармоничного пространства в школьной жизни!
Пусть жизнь без разногласий и противоречий невозможна, но мы можем научится понимать друг друга и принимать такими, какие мы есть.
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"
Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.
Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (комедиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.
Комедиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Для урегулирования этих конфликтов существует служба медиации.
Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. В нашей школе создана такая служба. Школьная служба медиации (примирения). Школьная служба медиации состоит из одного или нескольких кураторов (работники образовательной организации) и медиаторы (учащиеся старших классов). Основная ее задача – прийти на помощь конфликтующим сторонам, организовать поле для конструктивного диалога и атмосферу взаимопонимания. Ее основная цель – создание бесконфликтного и гармоничного пространства в школьной жизни!
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.
Уважаемые родители!
Министерством образования и науки Алтайского края совместно с КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова в рамках реализации восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, разработан алгоритм работы школьной службы примирения со случаем, комиссии по урегулированию споров, совета профилактики со случаем и критерии их эффективности.
Просим Вас ознакомиться с ними.
Алгоритм работы школьной службы примирения со случаем
(если есть соответствующий запрос)
Школьная служба примирения (далее – «ШСП») проводит процедуру примирения, если есть соответствующий запрос по следующему алгоритму:
1. Рассмотрение обращения, поступившего в ШСП.
2. Предварительная беседа по поводу возникшей ситуации с одной стороной
конфликта.
3. В случае получения согласия на добровольное участие в процессе примирения
одной из сторон, проводится встреча с другой стороной конфликта.
4. При получении обоюдного согласия проводится встреча с обеими сторонами
одновременно, в процессе чего стороны ищут выход из сложившейся ситуации.
5. При необходимости подписывается договор об обоюдном выполнении данных
в процессе примирения обстоятельств.
Критерии
эффективности работы ШСП в реализации восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушение
Количество обращений в ШСП по конфликтным ситуациям, связанным с правонарушениями (А) Количество начатых в ШСП восстановительных программ в отношении несовершеннолетних совершивших правонарушение (Б) Количество завершенных восстановительных программ примирительным договором в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение (В) Количество случаев (ситуаций), переданных в ППМС-службу для разрешения и сопровождения (Д) Количество совершенных повторных правонарушений обучающимися после проведения программ примирения ШСП (Е)
Пояснение: реализация восстановительных программ эффективна, если А=Д Б=В, а Е=0.
Алгоритм работы Совета профилактики
При получении сведений о постановке учащегося на учет в КДН и ЗП, ПДН за совершенное правонарушение.
1. Провести заседание Совета профилактики с оформлением протокола и принятием
решения о постановке обучающегося, воспитанника совершившего правонарушение, на учет (ВШУ) в присутствии законных представителей учащегося.
2. Завести карту индивидуального учета на обучающегося, воспитанника.
3. Предоставить в комиссию характеристику обучающегося, воспитанника.
4. Дать рекомендации для дальнейшей работы по обучению и воспитанию
родителям, классному руководителю и другим педагогам.
5. Координировать составление и реализацию ИПРА на учащегося, совершившего
правонарушение.
6. Вести мониторинг динамики поведения учащегося, контролировать выполнение
рекомендаций.
7. Принять решение о снятии с учета в случае положительной динамики
(при согласовании с инспектором ПДН).
Критерии
эффективности работы Совета профилактики в сопровождении несовершеннолетних, совершивших правонарушение
Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, к количеству несовершеннолетних, совершивших правонарушения на территории ОУ (А) Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, систематически пропускающих учебные занятия в ОУ без уважительной причины (Б) Количество несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения, охваченных доп.образованием в ОО (В) Количество несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения, охваченных индивидуальной профилактической работой (Г) Общее количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения (Д)
Пояснение: работа Совета профилактики эффективна, если А< 1, Б=0, В=Г=Д.
Алгоритм
работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений со случаем
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – «Комиссия») проводит заседание по урегулированию разногласий между участниками образовательного процесса в случае поступления обращения (жалобы, заявления, предложения) участника образовательных отношений в Комиссию.
1. После поступления обращения (жалобы, заявления, предложения) участника
образовательных отношений председатель Комиссии в срок не позднее 5 дней принимает решение о проведении заседания.
2. Комиссия принимает решения не позднее 10 учебных дней с момента начала его
рассмотрения. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало не менее ¾ членов Комиссии.
3. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывает председатель
и ответственный секретарь Комиссии.
4. Решение Комиссии в виде выписки из протокола в течение трех рабочих дней со
дня заседания направляется заявителю, в администрацию общеобразовательного учреждения, в родительский комитет.
Критерии
эффективности работы Комиссии по урегулированию споров отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения
Количество поступивших обращений в Комиссию, связанных с нарушением прав несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения (А) Количество проведенных заседаний на основании поступивших в Комиссию обращений, связанных с нарушением прав несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения (Б) Количество установленных фактов нарушения прав несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения, в рамках заседания Комиссии (В) Количество решений Комиссии, направленных на восстановление нарушенных прав обучающихся, совершивших правонарушения (Г)
Пояснение: работа Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений эффективна, если А=Б и В=Г.